[груз. ჟართლ-კახეთის (საჟართველოს) ეპარჟია] Грузинского Экзархата РПЦ (28 дек. 1818 - сент. 1917), охватывала восточногрузинские исторические провинции Картли, Кахети (территория совр. Грузии), Саингило (территория совр. Азербайджана), южногруз. княжество Самцхе-Саатабаго (территория совр. Грузии), а также груз. историческую пров. Лоре-Ташири (территория совр. Армении), Карсскую обл. (территория совр. Турции), Эриванскую (территория совр. Армении), Бакинскую и Елизаветпольскую (территория совр. Азербайджана) губернии Российской империи (см. карту к ст. Грузинский Экзархат РПЦ).
В кон. XVIII - нач. XIX в. на территории царства Картли-Кахети в юрисдикции Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) существовало 13 епархий: Самтаврская, Руисская, Цилканская, Бодбийско-Сигнахская, Ниноцминдская (управлялись митрополитами), Манглисская, Руставская (управлялись архиепископами), Урбнисская, Никозская, Самтависская, Некресская, Харчашнийская (управлялись епископами) и Алавердская (управлялась католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Антонием II (Багратиони)). Из-за тяжелого политического и экономического положения, послужившего причиной значительного сокращения числа прихожан, нек-рые епархии (напр., Цилканская, Харчашнийская) оказались на грани исчезновения. В Вост. Грузии действовали 9 монастырей-архимандритий: в Картли - Кватахеви, Шиомгвиме, Икорта Ларгвиси, Тори; в Кахети - Давидгареджи и Натлисмцемели (св. Иоанна Крестителя) в пуст. Гареджи, Кахети (Алавердский) и Шуамта. Открытыми оставались приписанные к архимандритиям малочисленные и практически опустевшие из-за нападения внешних врагов мон-ри Ананури, Джвари в Мцхете, Хоби, Улумбо, Бочорма, Хирса и свт. Саввы близ Хирсы. На территории Саингило, в XVII в. отторгнутой от Грузии Ираном, к XVIII в. не оставалось ни одной действующей епархии: в регионе жили переселенцы-мусульмане и грузины, принявшие ислам. Малочисленное правосл. население тайно посещало церкви в Кахети (Отзыв католикоса Антония // АКавАк. 1866. Т. 1. С. 530).
После упразднения автокефалии ГПЦ (30 июня 1811) был образован Грузинский Экзархат РПЦ, до 1815 г. включавший территории только Вост. Грузии. Епархии были укрупнены. В Картли сформирована Мцхетско-Карталинская (Мцхетско-Тифлисско-Карталинская) епархия, включившая территории Мцхетской, Тбилисской, Горийской, Самтаврской, Самтависской, Руисской, Цилканской, Урбнисской и Никозской епархий. Ею управлял экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави) (с 1 июля 1811). В Кахети на основе Руставской, Некресской, Бодбийско-Сигнахской, Алавердской и Ниноцминдской епархий была образована Алавердско-Кахетинская (Алавердско-Телавская) епархия, к-рой управлял архиеп. Иоанн (Макашвили) (с 14 июля 1811).
Согласно указу российского имп. Александра I от 30 авг. 1814 г., вместо 2 епархий в Вост. Грузии было образовано 3: Карталинская (управлял экзарх Грузии митр. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский Варлаам, с 14 мая 1817 - экзарх Грузии архиеп. Феофилакт (Русанов)), Телавская и Грузинско-Кавказская (Осетинская) (управлял архиеп. Досифей (Пицхелаури)), Сигнахская и Кизикская (управлял митр. Иоанн (Макашвили)) (Ведение [Извещение] Свят. Правительствующего Синода Правительствующему Сенату от 17 окт. 1814 г. // АКавАК. 1873. Т. 5. С. 408).
28 дек. 1818 г. на основании представления нового экзарха Грузии архиеп. Феофилакта (Русанова) (14 мая 1817 - 19 июля 1821) все 3 епархии были преобразованы в К.-К. е., которую возглавил экзарх. В рус. источниках К.-К. е. часто упоминается как Грузинская епархия.
В 1829 г. в состав Российской империи вошло княжество Самцхе-Саатабаго в Юж. Грузии, в 1830 г.- груз. историческая пров. Саингило; т. о., в К.-К. е. были включены Ахалкалакский и Ахалцихский уезды Тифлисской губ. и Джаро-Белоканская обл. До 1837 г. в Вост. Грузии оставалась действующей Бодбийско-Сигнахская епархия, к-рая после кончины правящего митр. Иоанна (Макашвили) также вошла в К.-К. е. Среди епархий Экзархата по величине территории и по количеству прихожан К.-К. е. была самой крупной.
Первоначально вик-ства К.-К. е. были образованы на территории Грузии; в обязанности викариев входила помощь экзарху - правящему архиерею К.-К. е. 30 янв. 1812 г. на территории Мцхетско-Карталинской епархии было основано Горийское викариатство. Викарием (хорепископом) Горийским был назначен еп. Горийский Досифей (Пицхелаури). 28 дек. 1818 г. в К.-К. е. было основано 2-е, Кизикское вик-ство, которое после кончины (1837) правящего митр. Иоанна (Макашвили) было упразднено. В 1886-1912 гг. в К.-К. е. существовало Алавердское викариатство, которое включало территории Кахети (Телавский и Сигнахский уезды Тифлисской губ.), Саингило (Закатальский окр. Тифлисской губ.) и частично Шида-Картли (Тионетский у. Тифлисской губ.).
В 1801 г. в состав России вошла историческая пров. Лоре-Ташири, правосл. население к-рой (сначала российские войска и члены семей военных, рус. поселенцы и крестьяне) 21 июня 1811 г. было включено в юрисдикцию Мцхетско-Карталинской епархии. В 1878 г., согласно Сан-Стефанскому мирному договору, Россия получила Карс, и прилегающий к крепости регион был включен в К.-К. е. 13 дек. 1912 г. на этой территории было образовано Ереванское (Эриванское) викариатство К.-К. е., к-рое окормляло правосл. население Эриванской губ., Карсской обл. и, вероятно, Лорийской вол. Борчалинского у. Тифлисской губ.
3 апр. 1875 г. в результате деятельности Осетинской духовной комиссии и Общества восстановления православного христианства на Кавказе в состав К.-К. е. были включены православные приходы Владикавказа, Сев. Осетии и Алагирского завода, оформленные как Владикавказское викариатство. Оно просуществовало до 1885 г. и было преобразовано во Владикавказскую и Моздокскую епархию РПЦ.
С продвижением Российской империи на восток Закавказья в состав К.-К. е. вошли территории совр. Азербайджана. 19 мая 1905 г. было образовано Бакинское викариатство К.-К. е., охватывавшее правосл. приходы Бакинской и Елизаветпольской губерний Российской империи.
12 марта 1917 г. по решению Собора духовенства всей Грузии, на к-ром была провозглашена автокефалия ГПЦ, К.-К. е., как и др. епархии Грузии, вышла из состава Грузинского Экзархата и вошла в подчинение Временному управлению ГПЦ. После восстановления автокефалии ГПЦ на I Поместном Соборе Грузинской Церкви в сент. 1917 г. К.-К. е. была разделена на исторические епархии: Мцхетскую, Тифлисскую, Алавердскую, Бодбийскую, Урбнисскую и Ацкурскую.
В нач. XIX в. российское руководство на основании полученных от грузинских архиереев сведений располагало точными данными о собственности епархий Вост. Грузии. В юрисдикцию Восточногрузинского (Мцхетского) католикоса-патриарха Антония II, управлявшего Мцхетской, Алавердской и Самтавройской епархиями, входили 88 сел в Картли и 58 в Кахети; в его непосредственном подчинении были 6 мон-рей в Картли и 5 в Кахети. Митр. Тбилисский Арсений (Наибидзе) имел в подчинении 18 сел, а также владения 3 князей и 4 дворян; митр. Руисский Иустиний (Магалашвили) - 46 сел, владения 21 князя и 95 дворян; митр. Цилканский Иоанн (Карумидзе) - 46 сел, а также поселения живших в горных районах мохевцев, мтиульцев, гудамакарцев, хандохевцев, чартлинцев, владения 14 дворян; митр. Урбнисский Иулон (Юлон) (Тухарели) - 20 сел, владения 5 князей и 8 дворян; еп. Самтависский Гервасий (Мачавариани) - 17 сел, владения князя и 8 дворян; еп. Никозский Афанасий - 18 сел. Паству митр. Бодбийского Иоанна (Макашвили) составляло население 31 села и владений 28 князей; митр. Ниноцминдского Михаила - население 30 сел и владений князя; архиеп. Руставского Стефана (Джорджасдзе) - население 8 сел и владений князя; митр. Некресского Амвросия (Микадзе) - население 14 сел и владений 5 князей (Наличный состав Груз. Патриархата // АКавАк. 1866. Т. 1. С. 531; Гурули. 2010. С. 17 (на груз. яз.)).
По данным главнокомандующего в Грузии ген. А. П. Тормасова (1808-1811), предоставленным в нач. 1811 г. правительству, в 13 епархиях Картли и Кахети числилось 2218 семей церковных крестьян; 9 архимандритиям принадлежало 637 монастырских крестьян; доходы картлийских епархий (Мцхетской, Самтавройской, Руисской, Урбнисской, Цилканской, Никозской) составляли ок. 1696 серебряных рублей, кахетинских (Алавердской, Ниноцминдской, Руставской, Некресской, Бодбийской) - 9500 р.; действующими оставались 799 церквей, в к-рых числились 746 священников, 146 диаконов и 661 церковнослужитель (Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 49; Отношение кн. Тормасова к кн. Голицыну от 18 февр. 1811 г., № 28 // АКавАК. 1870. Т. 4. С. 164; Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата. 2012. С. 165).
Указом Александра I от 1 июля 1811 г. было упразднено 5 архимандритий; Бодбийская епархия преобразова в архимандритию. Т. о., в Вост. Грузии действующими остались 5 архимандритий: Кватахевско-Шиомгвимская, Кахетинская, Бодбийская, Давидгареджийская и Иоанна Крестителя (Натлисмцемельская). Ввиду низкой доходности одни мон-ри были упразднены (напр., Икорта, Тирсский, Ларгвиси), другие преобразованы в часовни (Некреси, Анагрский, Магаройский, Авчальский), нек-рые, напротив, расширены (Самтавро, Бодбе) (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 1014. Л. 1-2). В 1814 г. восстановлен мон-рь Шуамта, в 1822 г. экзарх архиеп. Феофилакт на территории дворца царицы Дареджан в Тифлисе основал Преображенский мон-рь.
В 1811-1814 гг. Духовная дикастерия Грузинского Экзархата, 30 авг. 1814 г. преобразованная в Грузино-Имеретинскую синодальную контору, занималась сбором документов, отражающих имущественное положение монастырей и церквей Вост. Грузии, а также приписанных к ним крестьян. Были составлены описания мон-рей Бодбе, Алаверди, Хирса, церквей Анагрской, Магаройской, Авчальской, Метехи и др.
30 авг. 1814 г. в связи с увеличением епархий Вост. Грузии с 2 до 3 возникла необходимость создать еще одну архимандритию. Под Телави из-за близости к городу был восстановлен монастырь Шуамта, до этого входивший в ту же архимандритию, что и мон-рь Натлисмцемели. Настоятель обители (имя неизв.) замещал архиепископа Телавского и Грузино-Кавказского и управлял епархией, когда тот был в отъезде.
В 1818 г. экзарх архиеп. Феофилакт с согласия Святейшего Синода издал распоряжение о коммутации церковных налогов. Согласно новой налоговой системе, поместные налоги (гала, кулухи), налоги паствы (драма, сахуцо) и др. должны были быть внесены деньгами. Величина налогов в результате пересчета увеличилась почти вдвое, это вызвало протесты среди населения. В 1819-1820 гг. в кахетинских селах Бодбе, Бодбисхеви был раскрыт заговор крестьян, отказавшихся платить денежный налог вместо натурального (Тадумадзе. 2006. С. 26-27). Недовольство выразили и прихожане тифлисских церквей, к-рые были вынуждены платить пошлину за исповедь и причастие (Чантладзе. 1975. С. 85).
При экзархе Грузии архиеп. Ионе (Василевском) (1 окт. 1821 - 5 марта 1832, с 22 авг. 1828 митрополит) была продолжена реорганизация Церкви в Грузии, подразумевавшая в т. ч. секуляризацию, требовавшую полного описания церковного имущества и уточнения доходов священно- и церковнослужителей. В 20-х гг. XIX в. была подготовлена опись, согласно к-рой число церковных крестьян муж. пола в Картли-Кахети составило 14,7 тыс. душ, доходы, полученные от их налогов,- 30 тыс. р. (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 1179. Л. 19). По др. данным, в 1830 г. в Вост. Грузии проживала 4021 церковная семья и доходы, полученные от них, составляли 25 124 р. 70 к. (Тадумадзе. 2006. С. 20). По описи 1826 г., 108 семей т. н. церковных дворян в Картли-Кахети владели 552 семьями крепостных. Несмотря на попытки, власти не смогли уточнить их доходы. 8 июля 1847 г. по решению имп. Николая I имущество карталино-кахетинских церковных дворян, управлявших землями Церкви, стало собственностью казны (Гоголадзе. 1971. С. 12).
Первый этап секуляризации земель в Вост. Грузии прошел в 1811-1841 гг. и затронул в т. ч. и церковное имущество. По решению 4 нояб. 1828 г. церковные крестьяне, находившиеся в ведении Грузино-Имеретинской синодальной конторы и платившие налоги за пользование церковной землей в казну, а также церковные земли временно (до 1852) поступили в распоряжение городского управления (Чантладзе. 1975. С. 88). На 2-м этапе секуляризации (1843-1853) 6150 семей (46 150 душ) церковных крестьян Вост. Грузии перешли в казенное ведомство Тифлисской губ. (Там же. С. 90). По др. данным, в это время в Картли-Кахети было 6126 семей (45 873 души) церковных крестьян (Извлечение из отчетов Экспедиции гос. имуществ при Главном управлении Закавк. края за 1854 и 1855 гг. // АКавАК. 1888. Т. 11. С. 845; Чантладзе. 1975. С. 90). Церковные земли в этот период занимали 279 дес. (Тадумадзе. 2006. С. 28). В 1853 г. церковное имущество Вост. Грузии перешло в распоряжение казны, церковные крестьяне имели прежний статус. В 1869 г., во время 3-го этапа секуляризации, церковное движимое и недвижимое имущество перешло в собственность казны. Церковные крестьяне были описаны как государственные и обложены гос. налогами (Гоголадзе. 1971. С. 20).
После реорганизации в К.-К. е. уменьшилось число приходских церквей и духовенства. До 1801 г. в Картли-Кахети насчитывалось 80 тыс. православных и 800 священнослужителей (т. е. по одному священнику на 100 чел.). В нач. XIX в. в составе К.-К. е. числились 40 протоиереев, 577 иереев, 82 диакона, 702 псаломщика. После реформы соотношение духовенства и прихожан в 1872 г. изменилось (один священнослужитель на 150 прихожан). В среднем годовое жалованье духовенства К.-К. е. составляло 150-300 р., пенсия - 70-90 р. (Хуцишвили. 1987. С. 23, 26).
В 1856-1857 гг. в К.-К. е. по аналогии с внутренним епархиальным делением РПЦ были образованы благочиннические округа, границы которых совпадали с административными. В Тифлисском окр. находилось 4 благочиния: тифлисских городских церквей (тифлисский благочинный ввиду обширности территории имел помощника), близлежащих к Тифлису церквей, Самебское, Марткопское; в Душетском окр.- 3 благочиния: Мцхетское, Квавильское, Ананурское; в Горийском - 6 благочиний: Карельское, Кавтисхевское, Руисское, Цхисское, Шиндисское, Цхинвальское; в Телавском - 3 благочиния: Сигнахское, Земо-Мачхаанское, Велисцихское; по 1 благочинию - в Ахалцихском, Кахском, Джавском и Кобском округах. Вне границ Грузии благочиния из-за немногочисленности правосл. населения охватывали большие территории: 2 находились в Эриванской губ. (Эриванское и Александропольское), по 1 - в Елизаветпольской и Бакинской губерниях и в Карсской обл. (Календарь Грузии за 1891 г. Тифлис, 1890. С. 183-184 (на груз. яз.)).
По решению Святейшего Синода от 1867 г. в Тифлисе 1 или 2 раза в год проводилось церковное собрание духовенства К.-К. е., в к-ром принимали участие духовные лица, избранные в каждом приходском округе. Вопросы, выдвинутые на обсуждение, время и место проведения собрания согласовывались с экзархом. Председательствовал один из викарных епископов, назначенный экзархом. Обсуждались проблемы, связанные с положением духовных школ К.-К. е., материальным обеспечением духовных лиц и др.
С 1863 г. в Грузии по примеру внутренних областей России правительство осуществляло программу помощи бедным священно- и церковнослужителям. При мон-рях были основаны т. н. попечительства (სამზრუნველოები), работа к-рых была направлена на улучшение условий жизни сельского духовенства. При церквах появились кассы помощи, к-рые собирали пожертвования. При Тифлисском Сиони функционировало братство Пресв. Богородицы, в Кутаиси - братство святых Давида и Константина Аргветских (Хуцишвили. 1987. С. 26).
В 1-й пол. XIX в. приходили в упадок храмы и монастыри К.-К. е., в т. ч. действующие. В особенно тяжелом положении оказался мцхетский кафедральный патриарший собор Светицховели, после упразднения Патриаршества в Грузии лишившийся своего статуса (главным собором Грузинского Экзархата стал Тифлисский Сиони). В 20-х гг. XIX в. разрушились ограда и колокольня Светицховели, под угрозой оказалось здание храма. Экзарх Грузии архиеп. Евгений (Баженов) (1 сент. 1834 - 12 нояб. 1844) выделил на восстановление ограды и колокольни Светицховели 30 тыс. р., но проблему решить не удалось. Светицховели реставрировали еще 2 раза: в 1860-1874 и 1891-1900 гг., но храм постоянно требовал внимания (Натроев. 1900. С. 221, 310-312). В 1897 г. экзарх Грузии архиеп. сщмч. Владимир (Богоявленский) (18 окт. 1892 - 21 февр. 1898) основал и возглавил Комитет обновления храма Двенадцати апостолов Мцхетского Патриархата. В разное время председателями Комитета были епископы Леонид (Окропиридзе; впосл. католикос-патриарх всей Грузии), Кирион (Садзаглишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Кирион III) и др.
При экзархе Грузии архиеп. Исидоре (Никольском) (12 нояб. 1844 - 1 марта 1858) был отреставрирован Тифлисский Сиони, а также мон-ри Алаверди, Самтавро, Марткопи, Кватахеви. В 1889 г. по распоряжению российского имп. Александра III был возобновлен и восстановлен мон-рь Бодбе, где покоились мощи просветительницы Грузии св. равноап. Нины.
В нач. XX в. в К.-К. е. действовали мон-ри: мужские - Ахтала, Вардзиа, Давидгареджи, Зедазени, Кватахеви, Сапара, Хирса, Шиомгвиме, Шуамта, Бетаниа, Натлисмцемели; женские - Бодбе, Самтавро. В мон-рях К.-К. е. подвизались 310 чел.: 81 иеромонах, 89 послушников, 27 монахинь, 113 послушниц. В нач. 1917 г., до упразднения К.-К. е., на ее территории действовали 13 муж. мон-рей (тифлисский Преображенский, Шуамта, Хирса, Кватахеви, Вардзиа, Марткопи, Алавердский, Зедазени, Сапара, Шиомгвиме, Хоби, Давидгареджи, Натлисмцемели) и 4 женских (Ахтала, Бодбе, Мамкоди, Самтавро) (Кавказский календарь на 1917 г. Тифлис, 1916. С. 745-746). Монастыри делились на штатные, которые финансировало государство (тифлисский Преображенский, Хирса, Кватахеви, Вардзиа, Марткопи, Алавердский, Шиомгвиме, Давидгареджи, Ахтала, Бодбе, Мамкоди, Самтавро), и внештатные, существовавшие на пожертвования и на доходы от оставшихся у них после секуляризации земель (Шуамта, Зедазени, Сапара, Хоби).
В бедственном положении оказались святыни и рукописи, особенно в недействующих мон-рях пуст. Гареджи, бывшей центром гареджийской лит. школы (подробнее см. разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь). В сер. XIX в. местные пастухи использовали рукописи для разведения огня. По инициативе историка Д. Бакрадзе и при поддержке груз. общественности и С.-Петербургской АН в 1888 г. в Тифлисе с целью сбора и сохранения святынь был создан Церковный музей. 24 янв. 1889 г. Святейший Синод утвердил устав музея, составленный Бакрадзе. По решению Синода музей находился в ведении К.-К. е. и размещался в Тифлисском Сиони, при братстве Пресв. Богородицы. Экспедиции, проведенные под руководством комитета, собирали рукописные книги, грамоты (гуджары), эпиграфические памятники, иконы, кресты, церковные облачения и др. церковную утварь, осуществляли научную обработку материалов. В музее за время его существования (1889-1921) было издано 20 трудов; материалы музея изучали и использовали в научных трудах С. Горгадзе, К. Кекелидзе, П. Ингороква, И. Джавахишвили, еп. Кирион (Садзаглишвили), Н. П. Кондаков и др. В наст. время часть экспонатов Церковного музея хранится в ГМИГ и в НЦРГ (фонд А) (подробнее см. в ст. Институт рукописей Корнелия Кекелидзе) (Бубулашвили. 2003. С. 222).
До вхождения ГПЦ в состав РПЦ в Вост. Грузии действовали Тбилисская ДС и Телавское ДУ, при церквах и мон-рях работали церковноприходские школы. После упразднения автокефалии ГПЦ число духовных школ сократилось. В 1817 г. по инициативе экзарха архиеп. Феофилакта в Тифлисе была возобновлена работа ДС, но обучение проводилось на рус. языке. По решению Святейшего Синода РПЦ в 1818-1820 гг. в Тифлисе, Гори и Телави для детей духовных лиц были основаны 2-классные окружные школы, где обучение, проходившее на русском языке, было рассчитано на 4 года. В 20-40-х гг. XIX в. в К.-К. е. постепенно были восстановлены церковноприходские одноклассные школы с обучением на груз. языке. Курс был рассчитан на 2-3-летнее обучение; на безвозмездной основе в таких школах представители местного духовенства учили грамоте, груз. и рус. языкам, Закону Божию, арифметике, рукоделию и др.
Во 2-й пол. XIX в. с целью усовершенствования духовного образования в К.-К. е. был основан Ученический совет Грузинской епархии. Председателем становился один из викарных епископов К.-К. е., членами - представители как духовных учебных заведений К.-К. е., так и светской власти (Календарь Грузии за 1905 г. Тифлис, 1904. С. 609 (на груз. яз.)). 5 сент. 1866 г. экзарх Грузии архиеп. Евсевий (Ильинский) (1 марта 1858 - 8 дек. 1877) открыл в Мцхете, при мон-ре Самтавро, Грузинское уч-ще для девиц духовного звания (Перадзе. 1901. № 4. С. 359). В 1879 г., при экзархе Грузии архиеп. Иоанникии (Рудневе) (8 дек. 1877 - 27 июня 1882), учебное заведение было переведено в Тифлис и преобразовано в жен. епархиальное уч-ще, к-рому экзарх из собственных сбережений пожертвовал 40 тыс. р. Также архиеп. Иоанникий для помощи бедным ученикам Тифлисской ДС основал в 1881 г. братство св. ап. Андрея Первозванного (Там же. № 4. С. 361). При экзархе Грузии Флавиане (Городецком) (21 февр. 1898 - 10 нояб. 1901) жен. уч-ще было преобразовано в 6-классное и в честь экзарха Иоанникия названо Иоанникиевским (Там же. № 5. С. 483).
Развитию духовного образования служило также Епархиально-миссионерское духовно-просветительское братство, основанное в 1895 г. в Тифлисе экзархом сщмч. Владимиром (Богоявленским), пожертвовавшим братству на оказание финансовой поддержки духовным лицам-миссионерам значительную сумму из личных средств (Там же. С. 481).
В К.-К. е., так же как в др. епархиях Грузинского Экзархата, не было центрального духовного печатного издания. В 1864-1868 гг. прот. Георгий Хелидзе издавал ж. «Сакартвелос сасулиеро махаробели» (Духовный вестник Грузии) на груз. и рус. языках, в котором наряду с офиц. материалами печатались статьи о груз. святых, церквах и мон-рях и др. В 1883-1910 гг. под редакцией Шорапанского благочинного прот. Давида Гамбашидзе на груз. языке издавался ж. «Мцкемси» (Пастырь), в 1886-1902 гг.- на русском языке. Почти в каждом номере размещались материалы о святынях К.-К. е., приводились статистические сведения. В 1891-1906 гг. освещал епархиальные события и публиковал данные по К.-К. е. официальный печатный орган Грузинского Экзархата «Духовный вестник Грузинского Экзархата» (в 1907-1917 - «Вестник Грузинского Экзархата»).
см. список экзархов Грузии в ст. Грузинский Экзархат РПЦ.